МОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методический кабинет

contact

МОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящее между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

Г. Крайг

В раннем детстве дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др..  Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослых — научить малыша понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей. Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, но несмотря на это в течение жизни «человек научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее» (Изард К.).

 

 Таким образом, в формировании эмоционального мира человека большую роль играют как генетические предпосылки, так и окружающая среда, обучение, воспитание. К. Э. Изард приводит результаты исследований, которые доказывают, что уже четырехмесячные младенцы реагируют мимическими проявлениями на боль от укола (в них присутствуют и гнев, и печаль), ограничение свободы движений рук вызывает у них реакцию гнева, и на уход матери они уже отвечают негативными эмоциями и др. В возрасте от 12 до 14 месяцев примерно 75% малышей негативно реагируют в случае ухода матери. Однако для маленьких детей характерно как спонтанное появление какой-либо эмоции, так и ее затухание или смена состояний.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. По мнению А. И. Захарова (1997), «именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока». У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, и в первую очередь родителей. А. И. Захаров считает, что до 5 лет у детей возникает потребность в эмоциональном контакте с родителями другого пола и любви к нему. Однако эмоциональный контакт с матерью, по его мнению, может быть нарушен (особенно у мальчиков), если мать излишне принципиальна, поступает слишком рационально, формально, без души, хотя логично и правильно.

К нарушению эмоционального контакта приводит и то, что мать может по молодости (или по другим причинам) не испытывать чувства материнства. Даже если впоследствии это чувство сформируется, «будет уже поздно: ребенок пройдет свой пик эмоционального развития, не испытав ответного чувства любви». Эмоциональное неприятие каких-либо нежелательных, с ее точки зрения, черт ребенка также может стать причиной потери эмоционального контакта.

Проблема эмоциональной связи с отцом (особенно у девочек) может быть вызвана тем, что он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком. Или, к а к это часто бывает в настоящее время, отец практически не видится с ребенком будучи слишком занят на работе.

Таким образом, характер взаимоотношений взрослого и ребенка оказывает большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. Однако тепло и любовь родителей и других близких людей не должны носить «обусловленный характер» — когда они проявляют свою любовь только в том случае, если ребенок ее «заслужил». Но и одной только «безусловной любви» родителей ребенку раннего возраста уже мало, «ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи...» (Кулагина И. Ю.)

Общение ребенка со сверстниками тоже может доставить малышу множество эмоций, причем как положительных, так и отрицательных. Например, на втором году жизни ребенок может почувствовать беспокойство при приближении другого ребенка, а на третьем году детям свойственно эмоциональное заражение друг от друга: они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре. Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако не всегда это опыт конструктивного общения.

     Иногда таким детям свойственно более частое по сравнению с домашними детьми проявление отрицательных эмоций, например, гнева, ярости, обиды, поскольку в яслях более тесное общение, и, естественно, дети чаще «ущемляют интересы» друг друга (отбирают игрушки, толкаются и т. д.). По мнению И. Ю. Кулагиной, это происходит потому, что ребенок раннего возраста в общении с детьми всегда ориентируется на собственные желания без учета желаний другого. Ребенок еще не умеет сопереживать другим людям. И хотя этот механизм сопереживания формируется лишь в дошкольном детстве, взрослые уже в период раннего возраста могут подготовить для него базу: говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Таким образом, общение со сверстниками также оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие ребенка раннего возраста. Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Малыш может вдруг броситься на шею маме и «задушить» ее в объятиях, а может неожиданно закричать: «Ты плохая, уходи!»

Б. Уайт рекомендует взрослым в таких случаях поощрять ребенка к выражению чувств. Это поможет родителям понять причину дискомфорта ребенка и освободит малыша от накопившихся негативных эмоций. Однако «это не значит, что нужно поощрять враждебное поведение или припадки гнева, которые требуют и понимания , но и, одновременно, самого строгого к себе отношения».  Б. Уайт советует родителям заранее быть готовыми к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойным, не отвечать излишне эмоционально). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта, взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

 Для детей 2,5—3 лет, которые входят в период кризиса 3 лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата. Например, малыш пробует поставить пластиковую кружку в кухонную мойку, но не дотягивается до нее. Кружка отшвыривается далеко прочь, а ребенок начинает кричать и топать.

И. Ю. Кулагина отмечает, что у ребенка 3-х лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате произошёл «взрыв» прежней ситуации.  Л. С. Выготский вслед за Э. Келер описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.  1. Негативизм. Именно негативизм «вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и др. В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание ногами. Гнев может быть направлен и на «непослушный» предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок.

Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция — восприятие — аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

Платные услуги

В ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №1475» УДПРФ реализуется комплекс платных образовательных услуг организованных на основании постановления Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, а также не должны приводить к ухудшению условий обучения и содержания воспитанников.

Адрес: Россия, 143083, Московская обл., Одинцовский р-он., пос. Барвиха, д.35. (недалеко от Рублевского шоссе и Рублево-Успенского шоссе)
Электронная почта: happy_kid@list.ru
Телефон: +7 (495) 635-68-92, +7 (495) 635-90-15