Роль самостоятельности в развитии ребёнка
Среди всех умений и навыков, которые формируются у ребенка, навыки самостоятельности занимают особое место в процессе воспитания. Во многом они зависят от общения с взрослыми, но главным образом закрепляются при общении с матерью. Ребёнок совершает первые шаги по пути к самостоятельности с помощью матери и при её защите, чувствуя свою безопасность под её одобрительным взглядом. Длительное развитие самостоятельности проходит различные стадии и одновременно означает процесс постепенного отхода от матери.
Основные этапы в развитии самостоятельности
Первые шаги по пути развития самостоятельности ребёнок совершает, когда начинает ползать, стоять, учиться ходить. Он ещё нуждается в постоянном присмотре матери.
Когда ребёнок спокойно играет один в комнате, слыша, как в соседней комнате мать занимается какими-то делами или разговаривает, он делает ещё один крошечный шаг к самостоятельности. Ему уже достаточно просто знать и чувствовать, что мать рядом, чтобы обрести чувство уверенности и безопасности. Однако, это начальное чувство уверенности ещё довольно слабое: ребёнок то и дело пытается призвать мать к себе.
Следующий этап – осознанный контакт, когда ребёнок может спокойно самостоятельно играть. На втором году жизни идеальное место для игры летом – песочница под окном дома. Осознанный контакт в этом возрасте ещё не устойчив. Каждому знакома ситуация, когда малыш внезапно во время игры начинает беспокоиться и звать мать. Если мать откликается, ребёнок, успокоенный, продолжает игру. Если мать молчит, ребёнок будет кричать до тех пор, пока она не покажется.
Обычно к четырём годам уровень развития ребёнка позволяет ему играть в течение нескольких часов в детском саду без матери. По тому, может ли ребёнок самостоятельно играть в присутствии других людей, в отсутствии матери, можно судить, нормально ли он развивается в плане социальной адаптации.
Как правило, в три года здоровый, нормально развитый ребёнок достигает такого уровня самостоятельности, что в его развитии наступает новый этап социальной адаптации: усвоение навыков общения с другими детьми.
Причины отставания в развитии самостоятельности
Отставание в развитии самостоятельности – весьма серьезное нарушение общего развития ребенка, нарушение процесса его социальной адаптации. Впоследствии это, в частности, скажется на невозможности стать преуспевающим человеком, лидером.
Первая причина – и наиболее серьезная – общее отставание психического развития. В этом случае отставание в развитии самостоятельности следствие более серьезных нарушений, с которыми может работать лишь медик.
Вторая причина – родительская депривация (отсутствие общения с родителями). Это сфера действия детских психиатров.
Третья причина – неправильное воспитание детей в семье. Установка матери на инфантилизацию ребенка, отношение к нему, как к слабому, беспомощному существу, избыточная забота родителей (прежде всего матери). Такое отношение может проявляться, если ребенок часто болел в раннем возрасте. Препятствуя, даже неосознанно, развитию самостоятельности в течение первых 3-х лет жизни ребенка, есть опасность в дальнейшем получить беспомощного человека, неспособного принять самостоятельного решения.
Показатели развития самостоятельности у детей в возрасте 1 года до 7 лет
Возраст |
Показатели |
1 год |
Сам снимает расстёгнутые ботинки. |
Подносит наполненную ложку ко рту. Проливать разрешено. |
|
Самостоятельно пьёт из чашки. |
|
Потирает руки под струёй воды. |
|
1,5 года |
Самостоятельно вытирает руки. |
Помешивает в чашке чайной ложкой. |
|
Снимает расстегнутую курточку. |
|
2 года |
Ест ложкой из тарелки, проливая лишь немного. |
Надевает сапожки или ботинки. |
|
Интересуется действиями взрослых в ванной и туалете. |
|
Моет руки с мылом и вытирает их. |
|
Расстёгивает сам большие пуговицы. |
|
2,5 года |
Надевает футболку. |
Иногда в течение дня остаётся сухим. |
|
Иногда во время дневного сна остаётся сухим. |
|
Сам надевает штанишки. |
|
3 года |
В течение дня, как правило, сухой и чистый. |
Как правило, ночью остаётся сухим. |
|
Полностью одевается сам под присмотром. |
|
Играет с другими детьми в догонялки. |
|
3,5 года |
Сам ходит в туалет. |
Без помощи умывается. |
|
4 года |
Завязывает шнурки и бантики. |
Играет в групповые игры, например с мячом. |
|
5 лет |
Катается на лыжах, педальном автомобиле. |
Катается на двухколесном велосипеде. |
|
Пишет известные ему буквы простые слова. |
|
5,5 лет |
Имеет представление о деньгах, сдаче. |
6 лет |
Намазывает масло на хлеб ножом. |
Ест с ножом и вилкой. |
|
7 лет |
Самостоятельно принимает ванну и душ. |
Сам ложится спать. |
Образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, а также не должны приводить к ухудшению условий обучения и содержания воспитанников.
ФГБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1475»