Роль самостоятельности в развитии ребёнка

Методический кабинет

contact

Роль самостоятельности в развитии ребёнка

Роль самостоятельности в развитии ребёнка

 

Среди всех умений и навыков, которые формируются у ребенка, навыки самостоятельности занимают особое место в процессе воспитания. Во многом они зависят от общения с взрослыми, но главным образом закрепляются при общении с матерью. Ребёнок совершает первые шаги по пути к самостоятельности с помощью матери и при её защите, чувствуя свою безопасность под её одобрительным взглядом. Длительное развитие самостоятельности проходит различные стадии и одновременно означает процесс постепенного отхода от матери.

Основные этапы в развитии самостоятельности

 

Первые шаги по пути развития самостоятельности ребёнок совершает, когда начинает ползать, стоять, учиться ходить. Он ещё нуждается в постоянном присмотре матери.

Когда ребёнок спокойно играет один в комнате, слыша, как в соседней комнате мать занимается какими-то делами или разговаривает, он делает ещё один крошечный шаг к самостоятельности. Ему уже достаточно просто знать и чувствовать, что мать рядом, чтобы обрести чувство уверенности и безопасности. Однако, это начальное чувство уверенности ещё довольно слабое: ребёнок то и дело пытается призвать мать к себе.

Следующий этап – осознанный контакт, когда ребёнок может спокойно самостоятельно играть. На втором году жизни идеальное место для игры летом – песочница под окном дома. Осознанный контакт в этом возрасте ещё не устойчив. Каждому знакома ситуация, когда малыш внезапно во время игры начинает беспокоиться и звать мать. Если мать откликается, ребёнок, успокоенный, продолжает игру. Если мать молчит, ребёнок будет кричать до тех пор, пока она не покажется.

Обычно к четырём годам уровень развития ребёнка позволяет ему играть в течение нескольких часов в детском саду без матери. По тому, может ли ребёнок самостоятельно играть в присутствии других людей, в отсутствии матери, можно судить, нормально ли он развивается в плане социальной адаптации.

Как правило, в три года здоровый, нормально развитый ребёнок достигает такого уровня самостоятельности, что в его развитии наступает новый этап социальной адаптации: усвоение навыков общения с другими детьми.

Причины отставания в развитии самостоятельности

Отставание в развитии самостоятельности – весьма серьезное нарушение общего развития ребенка, нарушение процесса его социальной адаптации. Впоследствии это, в частности, скажется на невозможности стать преуспевающим человеком, лидером.

Первая причина – и наиболее серьезная – общее отставание психического развития. В этом случае отставание в развитии самостоятельности следствие более серьезных нарушений, с которыми может работать лишь медик.

 

 

 

Вторая причина – родительская депривация (отсутствие общения с родителями). Это сфера действия детских психиатров.

Третья причина – неправильное воспитание детей в семье. Установка  матери на инфантилизацию ребенка, отношение к нему, как к слабому, беспомощному существу, избыточная забота родителей (прежде всего матери). Такое отношение может проявляться, если ребенок часто болел в раннем возрасте. Препятствуя, даже неосознанно, развитию самостоятельности в течение первых 3-х лет жизни ребенка, есть опасность в дальнейшем получить беспомощного человека, неспособного принять самостоятельного решения.

Показатели развития самостоятельности  у детей в возрасте 1 года до 7 лет

Возраст

Показатели

1 год

Сам снимает расстёгнутые ботинки.

Подносит наполненную ложку ко рту. Проливать разрешено.

Самостоятельно пьёт из чашки.

Потирает руки под струёй воды.

1,5 года

Самостоятельно вытирает руки.

Помешивает в чашке чайной ложкой.

Снимает расстегнутую курточку.

2 года

Ест ложкой из тарелки, проливая лишь немного.

Надевает сапожки или ботинки.

Интересуется действиями взрослых в ванной и туалете.

Моет руки с мылом и вытирает их.

Расстёгивает сам большие пуговицы.

2,5 года

Надевает футболку.

Иногда в течение дня остаётся сухим.

Иногда во время дневного сна остаётся сухим.

Сам надевает штанишки.

3 года

В течение дня, как правило, сухой и чистый.

Как правило, ночью остаётся сухим.

Полностью одевается сам под присмотром.

Играет с другими детьми в догонялки.

3,5 года

Сам ходит в туалет.

Без помощи умывается.

4 года

Завязывает шнурки и бантики.

Играет в групповые игры, например с мячом.

5 лет

Катается на лыжах, педальном автомобиле.

Катается на двухколесном велосипеде.

Пишет известные ему буквы  простые слова.

5,5 лет

Имеет представление о деньгах, сдаче.

6 лет

Намазывает масло на хлеб ножом.

Ест с ножом и вилкой.

7 лет

Самостоятельно принимает ванну и душ.

Сам ложится спать.

 

Платные услуги

В ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №1475» УДПРФ реализуется комплекс платных образовательных услуг организованных на основании постановления Правительства РФ от 15.08.2013 года №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, а также не должны приводить к ухудшению условий обучения и содержания воспитанников.

Адрес: Россия, 143083, Московская обл., Одинцовский р-он., пос. Барвиха, д.35. (недалеко от Рублевского шоссе и Рублево-Успенского шоссе)
Электронная почта: happy_kid@list.ru
Телефон: +7 (495) 635-68-92, +7 (495) 635-90-15