+7 (495) 635-68-92
+7 (495) 635-90-15
Детский сад № 1475
пос. Барвиха

Как научить ребенка читать (из опыта работы)

Коваленко Ирина Александровна, педагог по подготовке к обучению грамоте.

Трудно переоценить значение развития речи ребенка для его будущего. В какой-то момент родитель ребенка-дошкольника думает над вопросами обучения чтению. Чтение, кроме его большого общевоспитательного значения, на живых примерах учит самым разнообразным способам правильного выражения мыслей, являясь одним из инструментов совершенствования и речи, и мышления. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой его восприимчивости к звуковой стороне речи. На сегодняшний день различных методик по обучению чтению достаточно много.

При подготовке к школе учить малыша чтению можно как по букварю, так и при помощи кубиков с знаками, а лучше использовать и кубики, и карточки с знаками, и букварь, чтобы варьировать занятия.

Чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической буквенной модели. Чтение и письмо – это действия со звуками слова, которые материализуются буквами. Чем лучше дети осознают звучащую речь, ее построение, тем легче они овладевают осознанным беглым чтением и грамотным письмом.

Начинать учить следует с букв, лучше использовать игровой метод изучения букв. Потом слоги, слова и равномерно переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся не по логическим законам. Это в математике есть логика, а в чтении ее нет. И если взрослому понятно, что буковка М и А вместе будут читаться "МА", то ребенку этого не осознать, он может только уяснить. Нередко мамы на детской площадке сетуют, что учат-учат ребенка, а он никак не может, научиться читать слог, и всегда сбивается. При этом, когда спрашиваешь, сколько раз сами прочли ему этот слог, выясняется, что 1-2 раза. Нужно осознать, что обучение чтению - это, сначала, развитие памяти.

Ребенок просто запоминает (а не осознает, как принято считать), как пишутся буквы, читаются слоги, слова и предложения. Поэтому, если вы желаете научить малыша чтению, окружите его знаками в кубиках, на магнитных карточках и т.д. Чем чаще ребенок будет наблюдать буквы, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит. Сначала учим буквы гласных звуков. Их в русском языке шесть – а, о, у, э, ы, и. Далее, буквы непарных звонких сонорных согласных: м, н, л, р,й. Буквы, обозначающие мягкость согласных: я, е, ю, ё, и. Потом, буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: с, з, к, г, т, д, б, п, ш, ж, в, ф. Продолжают буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: х, ц, ч, щ. В конце – буквы мягкий и твердый знак.

Когда ребенок выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. Для чтения предлагаю слова только из гласных букв: Аа, уа, ау, иа, Ия, Ао, Яю, её, ею, Ея. Читать надо медленно, растягивая гласные.

На следующих занятиях соединяем в одно слово гласный звук и согласный: ам, аж, ап, ёд, ёж, ел, ем, ей, уж, он, из, ил, ум, ус, ух, эй, яд, от, ос, ох, Ян, эх, яр. Прочтение первых слогов позволяют ребенку освоить буквы, ощутить процесс перехода от одного звука к другому. Остается главная задача – соединить согласный звук с гласным.

Действовать надо поэтапно:

- обратить внимание на гласную букву в слоге;

- приготовиться читать эту гласную, расположить соответствующим образом язык и губы;

- не изменяя положения органов рта, последовательно, но в один прием, прочесть согласную и гласную буквы. Например: ба, бы, бэээ, вы, га, да, до, же, за, ля, ми, мы, муу, мэ, но, на, не, ну, по, ра, те, то, ту, ты, ха, хе, ша, щи,га-га-га, ба-ба, да-да-да, то-то, дя-дя, па-па, ма-ма, ха-ха-ха. Самые серьезные трудности в обучении чтению вызваны такими слогами, начинающимися с согласной буквы. Полезно такие слоги читать песенкой: бо-ба-бу-бы-бэ произносим твердо, а бё-бя-бю-би-бе произносим мягко. Можно сравнить эти две песенки. При прочтении этих фактически двухсложных и трехсложных слов полезно начать обучать ребенка понятию ударения в слове, ударного слога, так как при повторении одних и тех же слогов, не все они произносятся одинаково.

Обучение пониманию ударения в словах должно сводиться к выработке у ребенка умения решать следующие задачи:

- понимать и демонстрировать на собственном примере, каким образом осуществляется ударение на том или ином слоге;
- определять на слух, какой слог в слове ударный;
- уметь произносить слово с ударением на любом заданном слоге.

Для определения количества слогов в слове можно посоветовать правило: если слово своей длительностью созвучно счету «раз» (дом, мир, пять), то оно состоит из одного слога. Если слово своей длительностью похоже на счет «раз, два» (солнце, море, радость, дятел), то оно состоит из двух слогов. А слова, соизмеримые со счетом «раз, два, три» (самолет, корзинка, спасибо), состоят из трех слогов.
Следующий этап в обучении чтению – переход к прочтению трехбуквенных слов путем наращивания букв в начале, в середине или в конце слова: ива, оса, уха, щит, люк, шаг, пол, сон, лом, шар, дом, миф, суп, яма, уже, ели, чек, муж.

Полезны упражнения, когда в трехбуквенном слове меняется всего одна буква и получается цепочка новых слов: сад, суд, сед, дед; бык, быт, бот, кот, тот; дом, Дон, док; тик, так, мак, лак, рак; суп, сук, сок, ток, так; тыл, пыл, пол, гол, год; шаг, маг, миг, мог, дог; лом, сом, том, ком. Каждое из этих слов легко прочитывается учеником, так как новой в каждом слове оказывается только одна буква.
Слова из четырех букв со стечением согласных после гласной буквы: волк, марш, зубр, порт, бокс, факт, куст, торт, диск, шелк, зонт, рост, пост, ритм, ромб, шарф, винт.

Известно, что согласные фонемы отражаются не только соответствующими буквами, но и позицией этих букв в слоге. Замечено, что наибольшую трудность испытывают дети при чтении слов со стечением согласных перед гласной буквой. Важно напомнить ребенку о необходимости ориентироваться на очередную гласную букву, прочитывать слог последовательно, но в один прием: врач, граф, вред, грач, груз, джаз, звон, клюв, ключ, зной, пляж, клен, клуб, край, трап, плащ, ждал, знак, друг, цвет, свой.

Любая трудность в прочтении слова определяется сложностью слогов, составляющих это слово. Овладение навыком чтения трудных односложных слов обеспечит успех в чтении слов любой сложности.

И в итоге несколько правил для удачного обучения чтению:

  • Поддерживайте энтузиазм ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, игровые приемы и различные пособия.
  • Принципиальна не столько продолжительность занятия, сколько частота. В обучении чтению нужна система занятий.
  • Обучение чтению требует от малыша интеллектуального напряжения, поэтому после занятий играйте с ребенком в подвижные игры, делайте разрядку во время занятий и после занятий.
  • Если ребенок не желает заниматься, это говорит о том, что способности ребенка не успевают за требованиями взрослого. Задумайтесь, что не так, и вернитесь на предшествующий этап. Будьте терпеливы, никогда не начинайте занятие, если у вас либо у вашего ребенка плохое настроение.
  • Не ассоциируйте собственного малыша с другими детьми. Темпы обучения у всех детей разные и может быть таланты вашего ребенка лежат в другой области. Если ребенок испытывает трудности, попытайтесь использовать интерактивные игрушки.

Если ребенок научился читать сам, это не устраняет родителей от обязанности читать ему вслух. Психологи советуют родителям читать детям книги вслух до 12 – 14 лет.

Умение читать - очень принципиальный навык. От его формирования напрямую зависит успех ученика в школе.