+7 (495) 635-68-92
+7 (495) 635-90-15
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад № 1475»
Управления делами Президента Российской Федерации

Проявление агрессии у дошкольников

Пушкарева Алёна Сергеевна, педагог-психолог

Дети нередко отличаются довольно агрессивным поведением. Однако никто не может сказать о том, что ребенок рождается злым, он таким становится. Соответственно есть свои причины. Вина, конечно, взрослых. Ребенок становится свидетелем каких-то событий, чувствует изменение эмоциональной сферы. Все это способствует накоплению агрессии, которая рано или поздно находит выплеск.

Однако есть и другая сторона медали. Агрессия – естественная эмоция, ее нельзя подавлять, она должна иметь выход. Вопрос только в том, каким способом. Если наказывать ребенка за проявление агрессии, ситуация может усложниться появлением аутоагрессии, когда будет нанесен серьезный вред эмоциональному состоянию. Если агрессия не находит выхода, начинает нарушаться психика ребенка.

Здесь важно найти грань в подавлении и контроле. Ребенок должен понять, что вспышки гнева необходимо уметь контролировать. Взрослым необходимо объяснить, что окружающие не должны страдать от плохого настроения ребенка. Здесь уже речь идет и о воспитании, и о сдержанности. Только ребенок слишком мал, чтобы понять это самостоятельно, его нужно научить.

Как проявляется агрессия? Что касается, дошкольников, то это, безусловно, драки. При возникновении любого конфликта ребенок начинает применять физическую силу. Нередко окружающие сами провоцируются тем, кто хочет выпустить свою агрессию. И здесь могут пострадать не только ровесники, но и взрослые.

 

Помимо драк дети часто начинают рушить то, что сами же и создают. Например, ребенок строит дом из кубиков, собирает конструктор, и вдруг у него что-то не получается, он мгновенно вспыхивает и начинает все ломать и разбрасывать. Такие разрушения могут принять более масштабную форму. Ребенок начнет ломать и бить все, что попадется под руку. На неодушевленных предметах, даже на любимых игрушках малыш срывает накопленное зло. В более серьезной форме такой срыв может проявиться, когда ребенок намеренно начинает вступать в игру с другими детьми, а потом рушить то, что построили они. Здесь уже не только агрессия. Это может быть проявление зависти, когда появляется неодолимое желание навредить тем, у кого получается игра. Таким же способом может быть привлечено внимание.

Еще одним видом проявления агрессии является беспричинная вспыльчивость. Негативные эмоции начинают буквально захлестывать ребенка. Он кричит, ругается, перестает слушаться, отказывается выполнять условия и требования взрослых. Особая форма проявление агрессии – непослушное поведение. Это ребенок делает назло. Он даже не боится наказания, главное – настаивать на своем.

Никогда агрессии не появляется на пустом месте. Всему есть свои причины.

Основную причину стоит искать в семье. Это не только взаимоотношения между родителями. Ребенок может чувствовать, что взрослые относятся к нему неуважительно, слишком контролируют, многое запрещают. Помимо этого негативное влияние на детскую эмоциональную сферу оказывает гиперопека. Серьезные физические наказания за малейшие провинности могут привести к тому, что ребенок начнет накапливать в себе злость, а затем проявлять ее различными способами.

Не менее значительными в проявлении агрессии являются возрастные кризисы. Как правило, они наступают в возрасте трех и семи лет. Здесь уже главную роль играет темперамент ребенка, его нервная система.

Вполне возможно, что причиной агрессивного поведения стал своеобразный ответ на смену привычной обстановки. Может ребенок перешел в другой детский сад, или семья поменяла место жительства. Есть дети, которые быстро адаптируются, а другим нужно гораздо больше времени и внимания со стороны взрослых. А также свою роль в проявлении агрессии играет усталость. Может ребенок посещает слишком много кружков, он утомляется, полноценно не отдыхает, соответственно его поведение резко меняется.

Родителям стоит обратить внимание на досуг ребенка. Чем он занят в свободное время. В том случае, если он смотрит отнюдь не детские передачи по телевизору или играет в такие же компьютерные игры, проявление агрессии неизбежно.

Причиной агрессивного поведения могут стать и заболевания ЦНС.

Для предотвращения появления агрессии, а также для ее устранения взрослым необходимо постоянно контролировать свое поведение. Нужно понимать, что ребенок во всем и всегда подражает родителям. К тому же именно ребенок должен занимать основную часть времени, а не какой-либо досуг. Даже если нет времени в данную минуту поиграть с малышом, его нельзя прогонять, просить оставить в покое, ругать. Стоит попросить немного потерпеть.

Когда ребенок что-то натворил, ему нельзя угрожать тем, что родители перестанут любить его. Он всегда должен чувствовать безусловную любовь и защиту от своей семьи. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы ребенок боялся быть брошенным и нелюбимым.

Если ребенок очень активен, его можно отдать в спорт. Благодаря физическим нагрузкам вся агрессия будет иметь вполне мирный выход. Также стоит попытаться объяснить, что драки, плохие слова – это все недопустимо. Если кто-то обидел, можно попробовать нарисовать его.

С ребенком нужно постоянно разговаривать. Родители должны знать, с кем у него возникли конфликты в детском учреждении или во дворе. Только таким образом можно предотвратить проявление агрессии.

В том случае, если негативные эмоции захлестывают, ребенок не может успокоиться, на него нельзя кричать, это не даст никаких результатов. Стоит просто прижать его к себе, погладить, даже если он брыкается. Он обязательно успокоится. Если делать так постоянно со временем такие истерики будут длиться недолго, а потом и совсем пройдут. Ребенок должен понимать, что основные эмоции человека – это добро и ласка.

Когда ребенок мешает другим играть, отбирает игрушки, взрослые должны объяснить ему, что с ним откажутся играть, он останется один. Если же игрушка необходима ребенку прямо сейчас, он должен понимать, что нужно подождать своей очереди.

Конечно, все может быть не так просто, не получится с первого раза. Однако взрослые должны проявить терпение, только так можно научить ребенка контролировать свое поведение. Лучше всего пробовать воздействовать на эмоциональную сферу: учить жалеть других, понимать, когда виноват. Для этого стоит больше читать, может даже сочинять вместе с ним разные истории. А главное – всегда нужно хвалить ребенка за хорошие поступки.