+7 (495) 635-68-92
+7 (495) 635-90-15
Детский сад № 1475
пос. Барвиха

Батик в детском саду

Ходова  Наталья Владимировна, воспитатель по изобразительной деятельности.

1

Детский сад – не просто обеспечивает ребенку времяпрепровождение, пока родители заняты. Именно здесь он должен сделать первые шаги в обучении счету, письму. Помимо этого воспитатели должны планировать занятия таким образом, чтобы большое внимание уделялось творческому развитию детей. Как правило, рисование, лепка, выполнение аппликаций очень увлекательны для дошкольников, они выполняют все это с большим удовольствием и с пользой для себя, потому как познание окружающего мира происходит через эмоциональную сферу, но и в то же время на практике. Дети в силу своего возраста очень активны и любопытны, а основной задачей педагогов является укрепление и поддержание этой активности.

Творческая деятельность в детском саду должна быть как можно разнообразней, чтобы ребенок мог реализовывать весь свой потенциал, выявляя при этом тягу к той или иной сфере. Наиболее полезно в данном случае изобразительное искусство. В нем представлено немало видов. Детям может быть предложено рисование карандашами, акварелью, лепка, вырезание из бумаги, разукрашивание.

В современных детских садах создаются творческие студии и кружки, в которых детей обучают нетрадиционным видам техник. Такие студии детки могут посещать отдельно от занятий в детском саду. Возрастные ограничения – от четырех до семи лет. Вот именно непривычные для детей техники рисунка и являются их любимыми. Это рисование пальчиками по бумаге, они с удовольствием отпечатывают на поверхности различные предметы, учатся делать рисунки скомканной бумагой, особый интерес также вызывает выдувание рисунков из трубочек и техника батик.

 

2

Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Эта техника стала внедряться и в дошкольные учреждения, пусть и в адаптированном согласно возрасту воспитанников виде. В росписи по ткани есть несомненная польза для развития творческого начала у дошкольников. У детей формируется правильное восприятие цвета, им прививается чувство вкуса и умение выполнять работу как можно аккуратнее. Помимо этого техника батик вызывает бурю положительных эмоций, тем самым ребенок выплескивает весь негатив и становится морально устойчивым.

Роспись по ткани рекомендуется для старших групп дошкольников. В этом возрасте дети наиболее усидчивы. Они уже достаточно рисовали на обычной бумаге, поэтому нанесение краски на ткань их очень привлекает. Благодаря тому, что ткань имеет очень гладкую поверхность, нанесенная краска буквально движется по ней. После проведения уже нескольких занятий по батику, технология может несколько усложниться: вначале делается контур одним цветом, а затем заполняется сам рисунок уже другим. Это не просто эстетическое воспитание, дети учатся терпеливо выполнять задание, доводя до конца начатое дело, не бросая его на полпути. Помимо этого довольно непростая техника способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Для начала воспитателям стоит самостоятельно разобраться в том, что представляет собой техника батик. К ней относятся все виды росписей по ткани. Батик имеет очень древнюю историю. Его использовали еще шумеры, также он был характерен для искусства в Японии и Африке. Пусть эта техника сложна, поскольку в ее основе лежит принцип резервирования, что для дошкольников, конечно, недоступно, однако батик вполне может быть упрощен. Особая методика обучению техники батик в детском саду позволит сделать ее увлекательной и доступной.

Существует несколько методов нанесения рисунка на ткань. Можно предварительно нанести на бумагу композицию, сверху положить ткань. Контур рисунка обводится по ткани клеем ПВА. Когда клей полностью высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Внутри контура рисунок заполняется краской с помощью кисти. Фон можно хаотично раскрасить ватными тампонами, погруженными в краску.

Еще одна технология, когда делается эскиз сразу на ткани, а потом производится резервирование. Ткань в данном случае необходимо обработать крахмалом, разведенным в воде или солевым раствором. Как только все подготовительные работы будут окончены, ткань высохнет, ее можно начинать расписывать. Используются при этом краски для техники батик. После окончания раскрашивания, ткань нужно подсушить, а затем прогладить утюгом, таким образом материал закрепится, его можно будет даже стирать.

Безусловно, все серьезные подготовительные работы должны выполняться воспитателем, по крайне мере, на начальных этапах обучения.

Также может применяться и метод свободной росписи по ткани. Здесь используются два способа:

  1. на ткань наносится вода чистой кистью, затем сразу окрашивается; краска растекается по поверхности, образуя необычные узоры;

  2. краска может наноситься мазками на сухую ткань;

  3. на влажную ткань местами можно насыпать крупную соль, когда она высохнет, рисунок получится довольно своеобразный.

Для того, чтобы обеспечить полноценное занятие по росписи ткани, необходимо

обеспечить дошкольников следующими инструментами и материалами:

  1. рамка (можно пяльцы), на которую крепится ткань;

  2. карандаш для нанесения эскиза;

  3. ткань (можно хлопок);

  4. кисти, ватные тампоны и губки из поролона;

  5. акварель, краска для батика, акриловые краски;

  6. тушь для рисования;

  7. клей ПВА.

В зависимости от сложности выполнения рисунка может использоваться также

декоративный клей.

Начать занятия следует с рассказа о техники батик, с демонстрации образцов. Пусть дети подержат ткань в руках, увидят, насколько разнообразны рисунки. Им самим, непременно, захочется сделать то же самое. В группе не должно быть более десяти человек, это позволит воспитателю контролировать работу каждого ребенка.

Целесообразно проводить подобные занятия с детьми не младше пяти лет. К этому возраст у ребенка складываются уже отдельные понятия о видах изобразительного искусства, есть определенный практический опыт. Когда детьми будет освоена техника, можно предложить им пофантазировать, придумать свой сюжет.

Занятия по батику можно проводить один или два раза в неделю. Время одно занятия не должно превышать сорока минут. Если работа выполняется в несколько этапов, выполнение одного рисунка можно разделить на несколько занятий.