+7 (495) 635-68-92
+7 (495) 635-90-15
Детский сад № 1475
пос. Барвиха

Эмоциональный мир ребёнка

Сенкова Елена Анатольевна, педагог-психолог

3-1

Как только ребенок появляется на свет, его сразу окружают различные эмоции. Поначалу проявляются лишь на инстинктивном уровне (страх, удовольствие, неудовольствие), а в дальнейшем эмоции необходимо воспитывать. Эмоции в совокупности с разумом являются залогом любой успешной деятельности. Психологи считают развитие эмоциональной сферы ребенка одной из самых важных задач взрослых. Именно благодаря эмоциям ребенок начинает учиться правильно воспринимать информацию, анализировать ее и применять на практике.

Уже в возрасте 4-5 лет ребенок обладает широким спектром эмоций. Это не просто проявление чувства голода, страха или физической усталости, эмоциональный мир становится разнообразнее и богаче. Все переживания можно связать с теми отношениями, которые сложились с родителями и близкими. Именно поэтому развивать эмоциональную сферу должны именно родные. Нужно как можно больше говорить с ребенком. Как правило, дети в таком возрасте сами задают много вопросов. Отвечать на них необходимо доступно, но не сюсюканьем. Ребенок должен чувствовать и понимать, что человеческие отношения имеют сложную структуру.

 

Эмоции напрямую связаны с переживаниями. Основным источником переживаний у ребенка являются отношения в социуме. На первом месте, конечно, отношения с родителями, но и сверстники во многом играют важнейшую роль. Ребенок чувствует себя хорошо, когда ему оказывается должное внимание, соблюдаются его права, он понимает, что защищен и уверен в своих близких. Именно в таки случаях дети счастливы и находятся в хорошем настроении. Если же подходить к воспитанию только с точки зрения авторитаризма либо пустить все на самотек, это может вызвать серьезные последствия в развитии эмоциональной сферы ребенка.

3-2

По достижении двухлетнего возраста у ребенка вырабатывается отношение к сверстникам. Малыши проявляют друг к другу симпатию, пытаются общаться. Именно сейчас важнейшим способом развития эмоционального мира является словесное выражение. Взрослые показывают ребенку на собственном примере, как словами выразить ту или иную эмоцию. Вербальная реакция при этом, как правило, сопровождается мимикой и жестами. Все сразу изучается на практике. Таким образом ребенок также знакомится с моральными правилами социума, общечеловеческими ценностями.

Психологи выделяют несколько этапов социализации эмоций у детей. Начальный – это младенческий возраст, когда ребенок не осознает, кем переживаются те или иные эмоции. Хотя он инстинктивно способен перенимать эмоциональное состояние матери.

К трем годам ребенок понимает, что его чувства , а это окружающих. Он уже способен переживать за тех, кто страдает, будь то реальные люди или сказочные персонажи. Помимо этого ребенок может сочувствовать, пытаться помочь другим людям.

Уже к пяти и шести годам эмоциональный мир ребенка становится разнообразным. Он при совершении того или иного поступка руководствуется чувствами других людей. Именно к этому возрасту формируются четкие разграничения понятий: добрый-злой, красивый-некрасивый, правда-ложь. Ребенок понимает, что ему позволено, а за что будет непременно наказан. Однако еще не до конца развит контроль желаний.

Психологами выделено несколько типов отклонений, связанных с эмоциональной сферой. К ним относят:

  1. отсутствие сопереживания, как реальным людям, так и вымышленным персонажам, животным;

  2. неспособность ребенка проявлять отклик на те или иные эмоции, которые испытывает другой человек, прежде всего близкий;

  3. ребенок не понимает, что такое стыдно, не способен испытывать чувство вины, не осознает, что за провинность будет наказан.

Нередко случается, что ребенок проявляет именно отрицательные эмоции. Он либо излишне активен, причем эта активность приравнивается к агрессивности, либо, наоборот, слишком пассивен, часто плачет без видимой на то причины. С этим необходимо бороться, чтобы засилье негативных эмоций не замедляло развитие эмоциональной сферы.

Для того, чтобы скорректировать развитие эмоций у ребенка, необходимо обеспечить ему регулярное общение со взрослыми и с детьми. Если родители и педагоги будут позитивно настроены, это может помочь ребенку постепенно научиться распознавать эмоции и контролировать их проявление, когда это необходимо.

Работа по корректировке производится опытными педагогами и психологами. На начальном этапе используются специальные тесты, позволяющие выявить проблему. А затем начинаются занятия. Их основной целью будет повышение чувствительности ребенка, а также способствование формированию умений разграничивать эмоции. Более того, должно быть выработано понимание, как словесно можно обозначить ту или иную эмоцию.

Как правило, очень эффективны занятия каким-либо видом творчества. Первое место занимает рисование. Именно на бумагу ребенок даже подсознательно может выплеснуть как внутренний негатив, так и позитив. Это способствует тому, что эмоции будут уравновешены. После того, как рисунок выполнен, у ребенка нужно спросить: какое настроение у нарисованных героев, по какой причине оно именно такое. Более того, ребенка можно вооружить специальными техниками передачи настроения: улыбка (уголки губ приподняты) – радость, счастье; слезы (уголки губ опущены) – печаль. Если герой рассержен, его можно нарисовать со сдвинутыми бровями. И непременно стоит спросить, что рассердило его.

Есть также довольно интересная игра. Ребенок берет большой лист бумаги и рисует на нем круги. Это будут лица человечков. Взрослый начинает каждому лицу придумывать свою историю, из которой станет ясно, какое настроение у человечка. Ребенок должен нарисовать известными ему способами выражение лица так, чтобы можно было понять, о каких эмоциях оно говорит.

Все отклонения, если они обнаружены, временны, когда рядом есть любящие родители и профессиональные педагоги.